Знаменательные события

Карта

Школьная музейная комната в преподавании краеведения

Еремчук Иван Иванович,
учитель истории филиала
МБОУ «Новолядинская СОШ»
в с.Большая Липовица Тамбовского района
Тамбовской области



Школьное историческое краеведение играет важную роль в образовании и воспитании учащихся. Формирующаяся личность ребенка нуждается в осознании преемственности к определенной культурно-исторической общности. Историческое сознание дает возможность школьникам ориентироваться в настоящем, определять направления развития в будущем; ощутить себя в историко-культурном процессе, осознать преемственность поколений, свою историческую идентичность.

Краеведческий материал, как более близкий и знакомый, усиливает конкретность и наглядность восприятия учащимися исторического процесса и оказывает воспитывающее воздействие. Значительные исторические события, воспринимаемые через призму конкретной личности, становятся более понятными, приобретают особое воспитательное и образовательное значение. Важную роль в решении педагогических задач по изучению родного края играет краеведческая  комната. Она формирует у учащихся чувство любви к малой родине, уважение к опыту предыдущих поколений. Школьная  музейная комната дает возможность эффективно подавать краеведческий учебный материал, массово вовлекать учащихся в краеведческую и поисковую деятельность.

Целью создания и деятельности краеведческой комнаты в селе Большая Липовица является содействие развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся, формированию интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений. Наша  краеведческая  комната – часть открытого  образовательного пространства. Основополагающим  для  ее  работы является принцип историзма.

Участие школьников в поисково-собирательной работе, изучении и описании музейных предметов, проведении экскурсий, способствует заполнению их досуга.  Учащиеся овладевают основами многих научных дисциплин, не предусмотренных школьной программой (генеалогии, источниковедения, этнографии). Школьники учатся выбирать и формулировать темы исследования; заниматься поиском и сбором источников, составлением научно-справочного аппарата, формулированием предположений, оформлением выводов исследования. У учеников вырабатывается аналитический подход к решению многих жизненных проблем, умение ориентироваться в потоке информации, находить взаимосвязи между частным и общим. Дети получают более конкретные и образные представления по истории и культуре своего села . Они учатся понимать, как история малой родины связана с историей России, как различные исторические процессы, происходящие в государстве и в мире, влияют на развитие этих процессов в родном селе.

Школьная музейная комната  имеет фонд подлинных материалов, представляющих собой первоисточники сведений об истории  села. Это предметы быта, орудия труда, элементы народного костюма жителей села Большая Липовица, воспоминания старожилов о переломных моментах в его истории , материалы о выдающихся и известных  жителях . Эти предметы и документы составляют основу музейной комнаты, в которой  представлены разноплановые экспозиции: «История возникновения села Большая Липовица», «Быт крестьян села Большая Липовица в 19 веке», «История названий улиц в селе Большая Липовица», «Наши односельчане – участники Великой Отечественной войны», «История храма в селе Большая Липовица», «Амвросий – подвижник из Большой Липовицы».

Музейная комната  имеет необходимое помещение (отдельный кабинет), специально оборудованные стенды и витрины для хранения и демонстрации экспозиций. При ней работает  актив кружка «Истоки», состоящий из  учащихся средних и старших классов. Эти учащиеся  участвуют в поисковой работе, в показе и пропаганде собранных материалов. Актив кружка «Истоки»  сотрудничает со школьной  и сельской библиотеками, с ДК,  ООО «Агропроминвест», ООО «Большая Липовица», с сельским  советом. В школе  проводятся  тематические классные часы, встречи с интересными людьми, научные конференции по защите проектов по истории, краеведению, литературе, экологии, где используются   краеведческие материалы.  

Таким образом, школьная музейная  комната  помогает  ученику выступать  не как потребителю продукта музейной деятельности, а как активному  его создателю.







Литература:

1. Ашурков В.Н. Историческое краеведение. М., Просвещение, 1982

2. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории в школе. М., Владос, 1999.

3. Гостев А. Воспитание историей. Народное образование. №6, 1998, с.26-28.

4. Яхно Ю.Б. Школьный музей как составляющая открытого образовательного пространства. Школа: день за днем. Электронный педагогический альманах. Б/м, 2006.











Результаты независимой оценки качества образования

Последние события

Пользователи он-лайн

Сейчас 47 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Статистика

Яндекс.Метрика